Публикации

 

ДЕФЛЯТОР РЕАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ

 

Мальцев Кирилл Владимирович, профессор, д.соц.н.

Ершов Дмитрий Евгеньевич, к.э.н., к.с.-ф.н.

 

Последние три года были насыщены экономическими и политическими событиями, оказывавшими существенное влияние на мировую экономику в целом и российскую, в частности. Изменения в экономике в той или иной степени отразились на всех участниках: и бизнесе, и социальной сфере, и непосредственно семейных бюджетах.

При этом невозможно не заметить ускорение темпов роста цен в последние годы, что вполне закономерно явилось причиной довольно большого количества попыток анализа динамики инфляции, ее причин и степени влияния на экономику в целом, на структуру и объем потребления.

Основным показателем динамики потребительских цен, используемым в научных и практических целях, является индекс потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемый и публикуемый в официальных источниках Федеральной государственной службой статистики (Росстатом) на основе динамики цен на продукты и услуги, входящих в состав потребительской корзины.

Вместе с тем существует и альтернативные методы оценки инфляции, которые не могут в полной мере заменить ИПЦ, но в то же время дают возможность изучить инфляционные процессы с альтернативных позиций, с точки зрения различных участников экономической жизни.

Одним из таких альтернативных методов является  показатель, основанный на данных о фактическом потреблении домохозяйств. Возможно, подобный показатель, при должном раскрытии, поможет объяснить ощущаемый рост цен в контексте изменений экономики последних лет. Эмпирической базой описываемого исследования являются данные панельного исследования Romir Scan Panel [1].

Панельное исследование - особый вид социологического исследования, который предполагает многократное изучение одного и того же социального объекта с определенной регулярностью и по одной и той же программе исследования.

Объектом исследования Romir Scan Panel являются городские домохозяйства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Домохозяйство, в контексте данного исследования - обособленная социальная группа (как правило, семья), совместно проживающая на одной жилой площади (квартира, дом) и имеющая совместную систему потребления.

В исследовании участвуют более 11 000 домохозяйств в более чем 180 городах России  с населением 10 000 человек и более. Панелисты (участники исследования) в онлайн режиме отправляют информацию о приобретенных товарах и услугах, в том числе и с помощью сканирования штрих-кодов. Еженедельно в базу данных исследования поступает информации о более 150 000 покупок в розничных торговых точках различных форм и размеров (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы, магазины и др.).

Основой для анализа реального потребления домохозяйств и динамики цен является массив данных, содержащий информацию о всех покупках исследуемых домохозяйств за несколько лет наблюдений (начиная с 2008г.). Данный массив позволяет осуществлять анализ динамики цен не просто в разрезе товарных групп, а по каждому уникальному товару, или, используя маркетинговую терминологию, по SKU (Stock Keeping Unit – идентификатор товарной позиции, единица учёта запасов, складской номер, используемый в торговле для отслеживания статистики по реализованным товарам/услугам)

Дефлятор реальных потребительских цен на товары и услуги – это расчетный коэффициент, характеризующий изменение цен на товары и услуги. Он рассчитывается на основе тех товаров, которые не гипотетически, а реально регулярно приобретаются большинством домохозяйств. Дефлятор учитывает цены фактически совершенных покупок. В состав анализируемых товаров входят товары именно повседневного спроса – продукты питания, промтовары, лекарства, то что приобретается домохозяйством не реже, чем раз в месяц.

Разработанный показатель позволяет видеть непрерывную динамику потребительской инфляции с позиции реального домохозяйства. Может ли дефлятор помочь понять, что происходило с ценами за период в ближайшие три года (2014 – 2016гг.)? На рисунке 1 представлен результат такого анализа, при этом движение дефлятора сравнивается с движением ИПЦ, а также рассматриваются взаимосвязи с другими факторами, которые, по мнению экспертов, довольно существенно влияют на цены и на экономику в целом.

Рис. 1. Динамика дефлятора, уровня инфляции, цены на нефть, курса доллара, среднедушевых доходов.

На Рис. 1 представлена динамика дефлятора, уровня инфляции, курса доллара[2], цены на нефть марки Brent[3] за три анализируемых года: 2014-2016. На рисунке также указаны отдельные политические и экономические события и факты, которые в той или иной степени, по мнению экспертов, могли или реально оказали влияние на экономику в целом и на динамику цен в частности.

На кривой дефлятора можно выделить пять отрезков относительно резкого повышения цен: июль 2014 года, январь 2015 года, июль-сентябрь 2015 года, январь 2016 года, июль 2016 года. Несмотря на то, что общие тренды уровня инфляции и дефлятора почти совпадают, есть отличия в динамике этих двух показателей. Рост инфляции имеет более равномерный характер. Это во многом объясняется тем, что уровень инфляции считается по более широкому спектру товаров, в результате чего резкое изменение цен одной группы товаров компенсируется инертностью цен другой. Дефлятор более чутко реагирует на изменение цен товаров и услуг повседневного спроса и демонстрирует, соответственно, насколько изменились цены с точки зрения реального потребления домохозяйств.

Корреляционный анализ исследуемых показателей (дефлятор, уровень инфляции, цена на нефть, курс доллара) показал значимую степень статистической зависимости между следующими парами переменных: 

  • дефлятор и цена на нефть, коэффициент корреляции -0,92;
  • дефлятор и уровень инфляции, коэффициент корреляции 0,97;
  • дефлятор и доллар, коэффициент корреляции 0,91;
  • доллар и цена на нефть, коэффициент корреляции -0,95.

 

Курс доллара начал свой активный рост во втором полугодии 2014 года, после введения США и странами ЕС антироссийских санкций в связи с конфликтом на востоке Украины[4]. В декабре 2014 года доллар продемонстрировал максимально быстрый темп роста, в феврале достиг своего рекордного на тот момент значения (68,9 руб./доллар), далее в первом полугодии 2015 года курс скорректировался до 51,1 рубля за 1 доллар, а затем продолжил рост и в марте 2016 года достиг значения 75,9 рублей за 1 доллар. В конце 2016 года средний курс доллара составлял 65,2 рубля за 1 доллар.

Коэффициент корреляции дефлятора и курса доллара – 0,91. Очевидно, что эти два показателя взаимозависимы. Цены на товары и курсы валют напрямую зависят от того, насколько сильна национальная валюта.

Одним из показателей, значительно влияющих на твердость рубля и национальную экономику в целом, является цена нефти. Коэффициент корреляции цены нефти и курса доллара отрицательный и имеет значение – 0,95. Это говорит о том, что цена на нефть и курс доллара в высокой степени зависимы друг от друга: при росте цен на нефть курс доллара снижается и наоборот.

Первая волна антироссийских санкций была принята в марте 2014 года и в ближайшей перспективе это практически никак не отразилось на цене на нефть, курсе доллара и ценах на товары. Первое полугодие 2014 года цены на товары повседневного спроса практически не менялись, официальный уровень инфляции демонстрировал умеренный рост. Вторая волна антироссийских санкций была принята в июле этого же года. Цены на нефть стали снижаться, курс доллара расти. В июле был зафиксирован первый скачок цен на товары повседневного спроса, дефлятор вырос на 7,1%, в то время как уровень инфляции в официальных источниках составил всего лишь 0,5%. В августе Россия ответила на санкции продуктовым эмбарго.

До октября, согласно дефлятору, уровень цен на товары практически не менялся, в октябре вырос еще почти на 2%. Всё второе полугодие 2014 года курс доллара рос с увеличивающимся темпом, цена на нефть – снижалась. Максимальный темп снижения цен на нефть зафиксирован в ноябре 2014 года. В этом месяце ОПЕК принял решение не сокращать квоты на добычу нефти. А в декабре ЦБ РФ резко повысил ключевую ставку до 17%[5]. Уровень инфляции стал расти в IV квартале 2014 с ускоряющимся темпом: в октябре вырос на 0,8%, в ноябре – 1,3%, в декабре – 2,6%.

Начало 2015 года сопровождалось очередным скачком цен на товары – дефлятор вырос в январе 2015 года на 6,7%, уровень инфляции - на 3,9% - максимальный рост за анализируемый период.

Цена на нефть марки Brent в январе снизилась до 49,2 долларов за баррель, а в феврале отскочила до 60,8 долларов за баррель. В тоже время, доллар в феврале продемонстрировал наиболее резкий рост за анализируемый период – почти 23%.

В начале 2015 года Рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг России до отметки BB+, что спровоцировало негативные прогнозы: страну ждет распродажа активов, дальнейшее падение рубля и рост стоимости внешних займов[6].  ЦБ РФ снизил процентную ставку с 17% до 15%. И в то время как дефлятор демонстрировал незначительное снижение цен на товары, уровень инфляции продолжал расти. До конца первого полугодия 2015 года динамика дефлятора и уровня инфляции была относительно незначительной, цена на нефть немного подросла, а курс доллара существенно снизился – 51,1 рублей за 1 доллар в мае 2015 года.

В III квартале 2015 года начался активный рост цен на товары – дефлятор вырос в июле на 3,8%, в августе - 2,5%, в сентябре - 1,3%, в то время как официальный уровень инфляции рос всего лишь на 0,8, 0,4%, 0,9% соответственно.  Цена на нефть в этот период продолжила падать, а доллар возобновил рост.

В IV квартале 2015 года изменилась динамика дефлятора – цены на продукты снизились, а индекс потребительских цен демонстрировал их умеренный рост. В этот период Россия приостановила авиасообщение с Египтом, ввела санкции в отношении Турции, разразился затяжной допинговый скандал в отношении российских спортсменов. В декабре 2015 года Россия начала военную операцию в Сирии, а ФРС США впервые за 9 лет повысила ключевую ставку[7].

В I квартале 2016 года курс доллара достиг максимального значения за анализируемый период, цена на нефть – минимального. Дефлятор вырос в январе на 3,3% и все первое полугодие почти не менялся. В июле дефлятор вырос на 2,9% и до конца года разнонаправленно изменялся, оставаясь примерно на том же уровне. Уровень инфляции равномерно рос ежемесячно в среднем на 0,4% до конца года.

На рис. 2 представлено ежегодное изменения дефлятора и уровня инфляции за исследуемый период – 2014-2016 годы. Из диаграммы видно, что в 2014 году дефлятор рос быстрее, чем уровень инфляции, а в 2015 и 2016 годах быстрее рос официальный уровень инфляции.

В итоге за 3 года уровень инфляции вырос на 30%, дефлятор – на 28,3% (рис. 3). Основываясь на анализе динамики этих двух показателей можно сделать вывод о том, что цены на товары и услуги, которые составляют основную долю повседневных затрат домохозяйств, выросли за три года в среднем на 28-30%.

Очевидно, что цены на отдельные категории товаров и услуг росли неравномерно: какие-то категории росли быстрее, какие-то медленнее. Кроме того, за три года можно отметить, как минимум, пять относительно резких скачков цен: июль 2014 года, январь 2015 года, июль-сентябрь 2015 года, январь 2016 года, июль 2016 года. При этом официальный уровень инфляции демонстрировал равномерный умеренный рост. И такая ситуация с позиции домохозяйств производила впечатление того, что уровень инфляции искусственно занижается. Вместе с тем, по итогам трех лет уровень инфляции вырос больше, чем дефлятор.

Необходимо отметить, что на более продолжительном временном отрезке, дефлятор все же обгоняет уровень инфляции. Если анализировать данные за последние 9 лет (2008-2016гг.), то дефлятор вырос в 2,24 раза, уровень инфляции - в 2,14 раза.

Рис. 2. Ежегодный рост дефлятора и уровня инфляции в %.

Рис. 3. Ежегодный накопленный рост дефлятора и уровня инфляции в %.

 

С точки зрения исследования потребления домохозяйств, интерес представляет сравнительный анализ роста цен и динамики среднедушевых доходов[8]. Кривая среднедушевых доходов (в соответствии с данными Росстат) ярко демонстрирует фактор сезонности (рис. 1): среднедушевые доходы резко растут в конце года, в декабре, также резко снижаются в январе, поскольку в этом месяце много выходных дней и уровень деловой активности существенно снижается. Характерным также является увеличение доходов в апреле и снижение в мае, очевидно, в результате большого количества праздничных и выходных дней в этом месяце.

Поскольку на момент написания статьи в официальных источниках отсутствуют данные о среднедушевых доходах в четвертом квартале 2016 года, мы можем проанализировать изменения среднедушевых доходов за I, II и III кварталы в 2015 и 2016 годах.

На рис. 4 представлен ежегодный рост дефлятора и среднедушевых доходов. В 2014 году цены выросли на 12,3%, а среднедушевые доходы – лишь на 7,1%, в 2015 году рост доходов был немного выше роста дефлятора, а в 2016 году можно сказать, что доходы остались практически такими же, как и в 2015 году, при том, что цены повысились более чем на 7%.

Рис. 4. Ежегодный рост среднедушевых доходов и дефлятора, % * - на основе сравнения данных за первые три квартала 2015 и 2016 года

На рис. 5 представлен накопительный рост дефлятора и среднедушевых доходов. Из графика видно, что за три анализируемых года цены подорожали почти на 30%, при этом рост доходов составил лишь 17%.

 

Рис. 5. Ежегодный накопленный рост среднедушевых доходов и дефлятора, % * - на основе сравнения данных за первые три квартала 2015 и 2016 года

Использование дефлятора для анализа динамики цен за последние три года показало, что цена на товары и услуги повседневного спроса увеличились в среднем на 28,3%, что даже несколько ниже повышения официального уровня инфляции (30%). В тоже время, уровень среднедушевых доходов увеличился всего лишь на 17%.

Существенная разница в динамике цен и доходов оказывает существенное влияние на благополучие домохозяйств, их восприятии социально-экономического развития, уверенности в будущем. Очевидно, что это в значительной степени влияет на структуру потребления: люди стали делать выбор в пользу дешевых товаров, отказались от ряда категорий продуктов, потребление которых для них ранее стало привычным. 

603000 Россия, Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 20Б, п. 4
Тел.: +7 (831) 437 07 45 / +7 (831) 437 07 44

Created by GraphitPowered by TreeGraph