Публикации

 

Сравнительный анализ динамики индекса потребительских цен и дефлятора реальных потребительских цен за период 2008-2016 гг.

 

Мальцев Владимир Андреевич, профессор, д.соц.н.

Ершов Дмитрий Евгеньевич, к.э.н., к.с.-ф.н.

 

Существуют различные способы измерения потребительской инфляции. Основным показателем динамики потребительских цен, используемым в научных и практических целях, является индекс потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемый, и публикуемый в официальных источниках, Федеральной государственной службой статистики (РОССТАТ) на основе динамики цен на товары и услуги, входящих в утвержденный перечень.

Методология наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен утверждена Постановлением Росстата от 30.12.2005 N 110 (ред. от 28.08.2012) "Об утверждении "Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен"

Индекс потребительских цен имеет несколько функций:

  • официальный индикатор темпов потребительской инфляции, характеризующий также состояние потребительского спроса;
  • ежемесячно публикуемый статистический показатель;
  • макроэкономический показатель, имеющий определяющее значение для кредитно-денежной политики государства.

Принимая во внимание многофункциональность ИПЦ, можно утверждать, что данный показатель выполняет не только выбранную роль официального индикатора изменения потребительских цен, но вместе с тем является макроэкономическим рычагом прямо и опосредовано влияющим на экономику в стране, в том числе и формируя определенные ожидания, уровень экономического оптимизма.

Особенность методики расчета ИПЦ заключается в том, что перечень товаров и услуг, цены на которые используются в расчете ИПЦ, не меняется с целью сохранения возможности сопоставления цен. Вместе с тем, данный перечень товаров и услуг составлен исходя из гипотетических представлений о потреблении «среднестатистического» человека или семьи. В тоже время, анализ структуры потребления домохозяйств показывает, что она меняется с течением времени, и далеко не всегда соответствует рациональному набору товаров и услуг, необходимому для обеспечения жизнедеятельности человека.

Существующие у ИПЦ недостатки и ограничения общеизвестны, но в силу того, что современная наука не предлагает альтернативные методики, которые могли бы дать более объективную, точную оценку изменения потребительских цен, ИПЦ остается наиболее универсальным индикатором. В тоже время, развитие современных информационных и исследовательских технологий позволяют использовать альтернативные методики сбора информации о потребительских ценах и методов ее анализа. Сравнение ИПЦ с другими индикаторами темпов потребительских цен позволяет, на наш взгляд, глубже понять инфляционные процессы в экономике.

В данной статье предлагается сравнительный анализ ИПЦ и дефлятора реальных потребительских цен.

Дефлятор реальных потребительских цен на товары и услуги – это расчетный коэффициент, характеризующий изменение цен на товары и услуги. Эмпирической базой описываемого исследования являются данные панельного исследования Romir Scan Panel[1]. Панельное исследование - особый вид социологического исследования, который предполагает многократное изучение одного и того же социального объекта с определенной регулярностью и по одной и той же программе исследования. Объектами данного панельного исследования на протяжении нескольких лет (2008-2016 годы) являются более 11 000 домохозяйств, постоянно проживающих в Российских городах (более 180 городов), с численностью населения 10 000 человек и более. Предметом исследования является потребление домохозяйств: повседневные покупки товаров и оплата услуг, осуществляемые членами домохозяйств.

В число товаров и услуг, которые были использованы для расчета дефлятора были включены те товары и услуги, которые:

  • приобретаются относительно большой долей домохозяйств;
  • приобретаются регулярно и чаще относительно других товаров, являются товарами повседневного спроса;
  • затраты на эти товары составляют наибольшую долю в структуре потребления домохозяйств;
  • цены этих товаров максимально точно отражают общую динамику цен товаров повседневного спроса.

Оба показателя (ИПЦ и дефлятор реальных потребительских цен) базируются на ценах на продукты, товары и услуги, обязательно потребляемые домохозяйствами для продолжения жизнедеятельности, и переводят их в индекс, пригодный для измерения инфляции. Оба показателя являются индексом Ласпейреса, то есть определяются путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражают изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период.

Несмотря на наличие общих черт, эти показатели имеют и существенные различия. Одно из ключевых различий заключается в методологии выбора товаров и услуг, цены которых учитываются в расчете. Поскольку дефлятор определяется по реально потребляемым домохозяйствами товарами и услугами, можно утверждать, что он в большей степени отражает структуру потребления домохозяйств. Также важно, что ИПЦ рассчитывается по ценам предложений, а дефлятор – по ценам реально совершённых покупок. Это различие также говорит в пользу большей объективности дефлятора.

 

Далее в статье приведены результаты сравнительного анализа динамики дефлятора и ИПЦ за период 2008-2016 годы.

На (рис. 1) продемонстрированы годовые значения дефлятора (D) и ИПЦ (CPI) относительно 1 января 2008 года. 

Рис. 1. Годовые значения ИПЦ (CPI) и дефлятора (D) относительно 1 января 2008 года (% - в сравнении с предыдущим годом)

Как видно из графика годовых значений – тренды обоих показателей однонаправленные - растущие, однако характер динамики различен. Дефлятор в период 2008-2012 годы растет с большей скоростью, увеличивая отрыв от ИПЦ. И после 2013 года сохраняет почти неизменно дистанцию с ИПЦ. Кривая ИПЦ растет плавно - 5-9% ежегодно, за исключением 2014 года и 2015 года (11,4% и 12,9% соответственно).

В то же время, кривая дефлятора показывает иной характер динамики. Её движение - это поступательный ежегодный рост в 7-12%, с задержкой темпа роста в 2013 году (рост всего 3,5%).

Интересно отметить, что оба графика начинаются со значительного шага в 2008 году: дефлятор вырос на 15,9%, ИПЦ на 10,7%, при этом для графика годовых значений дефлятора этот первоначальный скачок был самым большим, а ИПЦ превзошел его в 2015 году.

На (рис. 2) продемонстрированы ежемесячные значения дефлятора (D) и ИПЦ (CPI) относительно 1 января 2008 года.

Рис. 2. Годовые значения с точностью до месяца

 

На графике ежемесячных значений очевидно различие динамик показателей: дефлятор более чутко реагирует на изменение потребительских цен, имеет колебательный характер, его значение меняется разнонаправленно из месяца в месяц.  В свою очередь, кривая ИПЦ демонстрирует его поступательный, более равномерный рост.

Из графика мы так же можем видеть, что дефлятор на 5 месяцев раньше ИПЦ отреагировал на повышение потребительских цен в 2014 году. Дефлятор резко увеличился в июле 2014 года, в то время как ИПЦ продемонстрировал резкий рост только в декабре.

 

На (рис. 3) представлен график изменения ИПЦ за последние 9 лет. Для наглядности значения января принято за единицу.

Рис. 3. Годовые значения ИПЦ в период 2008 – 2016 гг. («январь 2» – январь следующего года)

 

На графике виден стабильный ежегодный рост значений ИПЦ. За наблюдаемый временной период в последние девять лет – рост прерывался всего два раза на временных отрезках длительностью в три месяца: август – октябрь 2009 года, а также июль – сентябрь 2011 года.

На (рис. 4) представлен аналогичный график изменения дефлятора за последние 9 лет. 

Рис. 4. Годовые значения дефлятора в период 2008 – 2016 гг. («январь 2» – январь следующего года)

 

Как видно из графика, кривые ведут себя динамичнее ИПЦ – они чаще меняют направление. При этом наблюдается общая черта у дефлятора и ИПЦ – значение следующего января всегда выше предыдущего.

Для сравнительного анализа динамик ИПЦ и дефлятора, мы разбили весь период анализа на три отрезка: 2008-2010 годы, 2011-2013 годы, 2014-2016 годы.

На (рис. 5) представлена ежемесячная динамика дефлятора и ИПЦ относительно начала года за период 2008-2010 годы.

Рис. 5. Годовые значения дефлятора и ИПЦ в период 2008 – 2010 гг. («январь 2» – январь следующего года)

 

Исходя из графика, представленного на (рис. 5) можно выделить проявления сезонности в поведении дефлятора: повышение цен в апреле-мае, августе, ноябре-декабре. В случаях с ИПЦ говорить о проявлениях сезонность довольно сложно, поскольку его рост имеет поступательный характер.

 В целом, в 2008 году оба индекса существенно выросли, ИПЦ – на 10,7%, дефлятор – на 15,9%. Резкий рост цен в 2008 объясняется началом финансово-экономического кризиса в России, который явился реакцией на мировой финансовый кризис 2008 года [2, с.4-26]. Кризис сопровождался резким падением цен на нефть [3]. Масштаб, природа и структура кризисных явлений не позволили оперативно отреагировать на происходящие в экономике процессы и это проявилось, в том числе, в виде резкого роста инфляции.

К марту 2009 г. была разработана комплексная Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 год. Основными направлениями Программы антикризисных мер явились [4]:

  • использование резервов для поддержки финансового рынка,
  • ужесточение денежно-кредитной политики,
  • содействие государства в реструктуризации внешней задолженности частного сектора,
  • приоритет прямых государственных инвестиций перед налоговыми льготами,
  • поддержка кредитования реального сектора путем предоставления денег целевым банкам,
  • выполнение Правительством ранее взятых социальных обязательств.

Тем не менее, несмотря на предпринятые меры, по итогам 2009 года ВВП сократился на 7,9%, промышленное производство - на 10,8%, резко снизились индексы фондового рынка.

Рост ИПЦ и дефлятора в 2009 году был примерно одинаков – 8,8% и 9,4% соответственно.

В 2010 году ИПЦ сохранил динамику – 8,8% в год, дефлятор вырос чуть больше – на 9,7%.

В апреле 2010 года премьер-министр РФ В. В. Путин, выступая в Госдуме с отчетом правительства, заявил: «Рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась» [5].

С таким настроением экономика просуществовала следующие три года.

На (рис. 6) представлена ежемесячная динамика ИПЦ и дефлятора в период 2011-2013 годы (относительно начала года)

Рис. 6. Годовые значения дефлятора и ИПЦ в период 2011 – 2013 гг. («январь 2» – январь следующего года)

 

На (рис. 6) дефлятор демонстрирует уже другой характер сезонности: повышение цен в марте-апреле, августе, декабре, снижение цен в феврале и июле.

Период 2011-2013 год ознаменовался высоким уровнем цен на нефть. Во многом благодаря этому, Россия смогла восстановить свои резервы, решить ряд социальных задач, обуздать рост цен. В соответствии с данными Росстата, уровень инфляции в 2011 году составил 6,1%, в 2012 – 6,6%, в 2013% - 6,5%. Однако дефлятор демонстрирует иной характер потребительской инфляции в этот период: 10,0% - в 2011 году, 7,9% - в 2012 и 3,5% - в 2013. Такая разница в динамике может быть объяснена отчасти искусственным удержанием инфляции в определенных границах (6-7% в год), для обеспечения благоприятного, оптимистического экономического климата в стране.  В то время как дефлятор отражает более объективное изменение цен на товары и услуги, поскольку опирается на данные о реальном потреблении городских домохозяйств.

Последующие три года (2014-2016 годы) ознаменовались очередной волной кризисных явлений, связанных с экономической и политической ситуацией в стране и в мире в целом.

На (рис. 7) представлена ежемесячная динамика ИПЦ и дефлятора в период 2014-2016 годы (относительно начала года)

Рис. 7. Годовые значения дефлятора и ИПЦ в период 2014 – 2016 гг. («январь 2» – январь следующего года)

 

Кривая дефлятора демонстрирует снижение цен в первом полугодии относительно начала года и резкое повышение цен в период июль-август.

Рост цен в анализируемый период происходил на фоне экономических санкций со стороны ЕС и США в отношении России, связанные с политическим кризисом на Украине.

Первая волна санкций была принята в марте 2014. Дефлятор уже в июле показал резкий рост цен, в отличие от ИПЦ, который отреагировал только в декабре 2014-январе 2015 года.

В 2014 году ИПЦ вырос на 11,4%, дефлятор – на 12,2%, увеличивая разрыв между двумя показателями. Однако в следующем году этот разрыв сократился. В 2015 году ИПЦ продемонстрировал рост в 12,9% (рекордно высокое значение за весь анализируемый период), дефлятор – 9,0%. В 2016 году согласно данным Росстата, уровень инфляции составил 5,4% - рекордно низкое значение за весь анализируемый период. В тоже время, в соответствии с дефлятором, уровень цен в 2016 году вырос на 7,1%.

Таким образом, очевидно, что оба анализируемых показателя по-разному оценивают динамику инфляции. Чтобы понять насколько велико это различие на (рис. 8) представлен график, отражающий коридор колебаний ИПЦ и дефлятора, т.е. модуль разницы между значениями дефлятора и ИПЦ.

Рис. 8. Коридор колебания дефлятора и ИПЦ (2008-2017 гг.)

 

Из-за почти линейного характера динамики ИПЦ, на графике также отчетливо виден описанный ранее скачок в середине года, где значение дефлятора, из-за его горизонтального движения в первую половину года, сначала достигает минимальной, а затем максимальной годовой разницы со значением ИПЦ. Также последние 4 года наблюдается обязательный скачок в разнице между декабрьскими значениями.

Таким образом, несмотря на схожесть в общем тренде обоих показателей, мы видим и отличия в их динамике, которые могут быть объяснены и различием в методологии расчета показателей, и в их целевых задачах, функциях. В силу существующих ограничений в методах сбора и анализа данных, ни один из анализируемых показателей, на наш взгляд, не может претендовать на абсолютную объективность в оценке инфляционных процессов, в тоже время, сравнительный анализ  этих показателей может помочь глубже понять природу, характер инфляционных процессов, помочь в прогнозировании уровня инфляции, в принятии управленческих решений как на уровне домохозяйства, бизнес-структуры или органов государственной власти, участвующих в формировании и реализации денежно-кредитной политики.

603000 Россия, Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 20Б, п. 4
Тел.: +7 (831) 216 08 01 / +7 (831) 216 08 02 / +7 (831) 216 08 03

Created by GraphitPowered by TreeGraph